«Кредит-бюро» или «Первое российское товарищество по выдаче справок о кредитоспособности»
ОВК (общества взаимного кредита) были заинтересованы в получении исчерпывающей информации о клиентах, претендовавших на получение кредитов. Сбором информации о кредитоспособности частных лиц и фирм занималось специальное учреждение – «Кредит-бюро». Эта организация была зарегистрирована в Москве в декабре 1922 г. под названием «Первое российское товарищество по выдаче справок о кредитоспособности». Первоначально в его состав входили всего пять человек: С.Л. Белевицкий, М.Д. Гольдштейн, А.Я. Длугаг, Г.В. Клячкин и Б.Г. Молдавский. Основная цель работы товарищества в первый год работы заключалась в изучении кредитоспособности частных предпринимателей, являвшихся клиентами государственных организаций.
В мае 1924 г. товарищество было преобразовано в акционерное общество с уставным капиталом в 300 тыс. руб. Контрольным пакетом акций владел Народный комиссариат внутренней торговли. Крупными акционерами являлись Российский торгово-промышленный банк, Московский городской банк и Бюро съездов представителей биржевой торговли. Сфера деятельности товарищества существенно расширилась: фактически «Кредит-бюро» стало, по определению одного из его руководителей, «учреждением коммерческого сыска» с широкой агентурной сетью по всей России. К началу 1926 г. эта организация имела 15 филиалов, более 500 сотрудников, работавших на постоянной основе, и около 15 тыс. корреспондентовосведомителей. Только в течение 1925/26 г. «Кредит-бюро» подготовило 104 770 справок о кредитоспособности физических лиц и организаций. К середине 20-х гг. в «Кредит-бюро» сосредоточился обширный банк данных о большинстве коммерческих предприятий, действовавших на российской территории.
Информация, предоставляемая «Кредит-бюро» о потенциальных клиентах кредитным организациям, обладала, по отзывам последних, высокой степенью достоверности. На основе получаемых в «Кредит-бюро» сведений государственные и коммерческие банки, общества взаимного кредита решали вопросы о возможности предоставления кредита конкретному бизнесмену или предприятию, определяли приемлемые размеры и сроки кредитования.
Сбором информации о кредитоспособности коммерческих структур на территории Сибири первоначально занималась Урало-Сибирская контора «Кредит-бюро», организованная в декабре 1924 г. в г. Свердловске. В начале 1926 г. резиденция Сибирской конторы переместилась в г. Новосибирск. Здесь она располагалась на центральном в городе Красном проспекте. Сибирскую контору обслуживало 16 человек. Возглавили сибирский филиал «Кредит-бюро» В.Ф. Клопов и его заместитель Д.И. Рафалович.
Получение достоверной информации о коммерческой организации являлось делом чрезвычайно сложным, поскольку зачастую, кроме самого владельца, никто не мог судить об истинном положении дел на предприятии. Первоначально «Кредит-бюро», особенно его центральные отделения, для выяснения «истинного лица» коммерсантов пытались опираться на частично сохранившиеся архивы старых фирм, подобных «Кредит-бюро», действовавших в России до 1915-1916 гг. Однако очень скоро от подобной практики пришлось отказаться, так как выяснилось, что контингент действовавших в 20-е гг. предпринимателей по своему составу коренным образом отличался от дореволюционных купцов и фабрикантов. Поэтому «Кредит-бюро» пришлось создавать свои собственные новые архивы.
Приступая к выяснению коммерческой состоятельности клиента, на которого поступил запрос от кредитного учреждения, «Кредит-бюро» высылало предпринимателю специальную анкету с предложением предоставить точные сведения об активах и пассивах предприятия, состоянии на нем дел в целом. Кроме этого, в своем письме «Кредит-бюро» просило предпринимателя указать несколько фамилий знакомых ему граждан, которые могли бы предоставить справки о нем.
После получения первоначальной информации в виде заполненной анкеты и свидетельств знакомых в действие вступали специальные корреспонденты «Кредит-бюро», которые по сути своей деятельности являлись секретными осведомителями. С помощью таких агентов первоначально полученная информация проверялась, дополнялась и корректировалась. Методы работы агентов «Кредит-бюро» не афишировались и составляли, по словам руководства «Кредит-бюро», коммерческую тайну. В результате проделанной работы сотрудники «Кредит-бюро» составляли на каждого клиента обширное досье, содержавшее подробный адрес, сведения об ассортименте осуществляемой торговли, времени существования предприятия, прежних занятиях владельца, приблизительном обороте и стоимости имевшихся товаров и другие, в том числе – характеристики личных качеств предпринимателя.
На основе этой информации делался вывод о том, можно ли давать кредит этому предпринимателю и на каких условиях. Например, на том основании, что у гражданки М. Доровиной, занимавшейся оптово-розничной торговлей галантереей в Барнауле, оказался «характер неспокойный и образ жизни сомнительный», «Кредит-бюро» рекомендовало ограничить ей выдачу кредита. В общей сложности сибирским филиалом «Кредит-бюро» в течение 1926/27 г. было подготовлено 725 справок о кредитоспособности клиентов, примерно в 30% случаев работники «Кредит-бюро» рекомендовали воздержаться от предоставления кредитов по разным причинам: уже имевшейся большой задолженности предприятия, недостаточных навыков коммерческой деятельности владельца, его необязательности в расчетах и т.п.
Таким образом, деятельность «Кредит-бюро» способствовала выявлению, дискредитации и удалению с рынка недобросовестных клиентов, оказывая тем самым неоценимую помощь кредитным организациям в рациональном размещении кредитов. В целом, работа «Кредит-бюро» способствовала оздоровлению коммерческой деятельности.
Получив рекомендации «Кредит-бюро», правления ОВК направляли более аргументированные ходатайства в сибирские отделения Государственного банка о предоставлении кредитов частным лицам. На основе полученной от «Кредит-бюро» информации местные губисполкомы, губвнуторги и отделения Госбанка приняли в течение второй половины 1924/25 г. ряд решений об увеличении государственного кредита непосредственно ОВК, а также – банковского и товарного кредита частному торговому аппарату.
Sources
- Демчик Е.В. Частное предпринимательство в Сибири в 1920-е годы. - Барнаул, 2018 http://elibrary.asu.ru...
Tags
More
- «Черная биржа» в Москве в 1920-ые (Арманд Хаммер)
- Richard Kablitz concession in USSR (1920s)
- Арманд Хаммер и советские государственные долговые обязательства (1920-ые - 1930-ые)
- Вологодский Коммунальный Банк. 1923-24 хозяйственный год
- Дмитрий Ульянов в Горках в 1920-ые
- Ленинградский коммунальный банк 1923 - 1931
- Ленкомбанк в начале Великой Отечественной войны
- Место синдикатов в оптовой торговле в СССР во времена НЭПа